Страницы

воскресенье, 16 августа 2015 г.

Выборг, часть 2. Северный модерн

Не прошло и лето, как я наконец собралась опубликовать вторую часть рассказа о Выборге. Мы туда съездили с подругой на майские праздники, и я испытала смешанные чувства: с одной стороны, столько лет прожить в Петербурге и ни разу не побывать в легендарном, мистическом, средневековом, торжественном Выборге...а с другой стороны, все-таки организовать себя и восполнить этот досадный пробел с восторгом и восхищением.

Сейчас я хочу немножко рассказать вам о северном модерне. Модерн - мой любимый архитектурный стиль (тут я не оригинальна), но если большинство обычно склоняется к южноевропейскому модерну (куда без дифирамбов Гауди!), то я предпочитаю модерн центрально- и североевропейский с его развитой мифологией, подчас доходящей до декадентства болезненно-мрачной фантазийностью и яркой национальной выразительностью.

Книги по северному модерну Выборга

Книги по северному модерну из моей библиотеки: "Северный модерн в Выборге" Наталии Николаевой и "Архитектура Выборга в эпоху модерна" Андрея Мысько

Северный модерн, зародившийся в Финляндии на рубеже веков, представляет собой национально-романтический "подвид" модерна, выкристаллизовавшийся благодаря стремлению финнов к культурному самоопределению и художественному самовыражению "народного духа". В отличие от затейливого, витиеватого, текучего европейского модерна, финский модерн торжествен, массивен, суров и даже аскетичен. Тем не менее, он в полной мере сохраняет природность, характерную для этого архитектурного стиля.

Природа - характерная, северная. Свои животные, своя мифология, свои, "местные" строительные материалы (особенно примечателен минимально обработанный финский гранит, которым архитекторы, творящие в стиле северного модерна, любили облицовывать цоколь, имитируя нордические валуны). Сами силуэты модерновых домов напоминают скалы или неприступные замки.






Едва выйдя из вокзала, встречаем одно из самых известных зданий Выборга в стиле северный модерн: это бывший дом оптовой фирмы "Хякли, Лаллукка и Ко" архитектора Аллана Шульмана (Вокзальная улица, 7), который знаменит оригинальными рельефами с изображением лесных и домашних животных, сюжетных сцен. Рельефы совсем низкие, почти не заметные, поэтому первый раз я просто проскочила мимо. Гранитные наличники восхищают своей отделкой - образы животных мастерски стилизованы, некоторые буквально превращены в орнамент, а некоторые поражают реализмом (в частности, умывающаяся кошка). Один из наличников декорирован фигурками человечков - я сначала увидела в них гномов с рабочим инструментом, но потом выяснилось, что это арлекины с оружием. Совладелец дома был меценатом и поддерживал местный театр.





На пр.Ленина,8а находится здание "Национального акционерного банка", созданное архитекторами Уско Нюстрёмом и Вилхо Пенттиля (1900). Фасад, облицованный горшечным камнем, дошел до нас практически в первозданном виде, сохранив эффектные рельефы. Среди них особое место занимают кадуцеи - символ торговли - и разнообразные орнаментальные элементы с изображением чертополоха. Во время войны здание пострадало, утратив угловую башню и исторические интерьеры.









Банку принадлежало и здание по пр.Ленина номер 8. Его я назвала "дом с морепродуктами" за расположенный высоко на фасаде "морской" декор - рельефы с морскими звездами, ракушками...






А это здание на Крепостной улице, 11 - "Домус", созданный Карлом Хорд аф Сегерштадтом в 1904 году - не пережило реконструкции. Утраты огромны, шикарные исторические интерьеры уничтожены полностью. Я видела фотографии Домуса в книге А.С.Мысько (2013), и на них тоже печать разрухи; сейчас дом продолжает разрушаться.




Дом на проспекте Ленина, 6 создан архитектором Аланом Шульманом в 1904 году. Он принадлежал купцу Д.Маркелову. Это строение выделяется своим удивительно натуралистичным декором: есть мнение, что модерн в обязательном порядке стилизует и переосмысляет природные образы, но здесь обитатели лесов Карелии предстают в своем реалистическом облике. Под сенью дубовых ветвей бродят мишки (и это не рельефы, это скульптуры!), восседают совы, бегают белки.




Владельцем дома номер 2 по Ленинградскому проспекту Выборга являлась компания "Пеликан", именно этим обусловлено присутствие пеликана с птенцами над аркой. К сожалению, целиком я этот дом не сфотографировала. Архитектор - Герхард Сольберг.



Северный модерн в Выборге - дом с птицами





Птичьи мотивы повторяются буквально через дорогу: на Ленинском проспекте стоит еще один знаменитый дом (№9), спроектированный уже упоминавшимся Алланом Шульманом (1907). Тут птицы сильно стилизованы, композиции с их участием подчиняются строгой симметрии. Этот дом чем-то напомнил мне бессмертное творение Федора Бубыря на Стремянной улице в Петербурге (тоже северный модерн) с его группками птиц, хотя рельефы на доме Бубыря гораздо ниже (не по расположению на фасаде, а по глубине).

Конечно, это лишь малая доля примечательных строений в стиле северный модерн, которые сохранились в Выборге. Адреса подобных домов можно найти как онлайн, так и в специализированной литературе. Приятной прогулки! Мой совет: если вы деятельно интересуетесь архитектурой, двух дней в городе вам будет тоже мало :)

www.perpeterburg.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий