Страницы

четверг, 12 марта 2015 г.

Дореволюционный детский журнал "Задушевное Слово"

Как-то раз бабушка подарила мне - тогда младшей школьнице - книгу "Задушевное Слово. По страницам знаменитого детского журнала начала XX века". Интернета не было, поэтому выведать хоть что-нибудь про журнал представлялось невозможным, а название "Задушевное Слово" было пустым звуком. Но меня зачаровал какой-то совершенно не знакомый слог, трогательная наивность многих рассказов и стихов и удивительные виньетки и иллюстрации (про модерн я тогда тоже ничего не знала).

Дореволюционные журналы для детей Задушевное Слово 1917 год
Несколько журналов из моей коллекции

Когда я выросла и начала собирать мелкий антиквариат, то, конечно, "нашла концы". Журнал, основанный С.М.Макаровой и М.О.Вольфом, еженедельно выходил в Петербурге с 1876 года. Спустя несколько лет был разделен на два отдела - для младшего и старшего детского возраста. Помимо приведенных в книге моего детства стихов, рассказов и исторических очерков, в журнале печатались коротенькие новости, которые могли быть интересны юному поколению, руководства по изготовлению разных поделок, детские письма, репродукции картин. Кстати, с "Задушевным Словом" в свое время активно сотрудничала знаменитая Лидия Чарская, которую сейчас у нас лучше всего знают как автора серии книг о жизни и быте институток. А еще тут впервые был опубликован русский перевод книги о приключениях Пиноккио.


Мне с моей любовью к модерну и культуре рубежа веков отчаянно не хватало нормальной подшивки "Задушевного Слова", но я долгое время не могла нигде ее найти. И вот, наконец, повезло - в любимом петербургском антике я выловила неполную подборку за 1916-1917 годы (в 1918 году журнал закрылся).


"Задушевное Слово" легко упрекать в сиропности, сусальности и сгущенной до предела благопристойности - порой в ущерб вкусу. Однако для меня это бесценный свидетель эпохи рубежа веков и дореволюционных представлений об "идеальном детстве" того среза общества, к которому я испытываю наибольший культурологически-эстетический интерес.

Конечно, не могу не поделиться частью накопленных богатств.
Пара стихов из сборника.

Тата-именинница

Тата - именинница,
Что за славный день!
Киска, киска белая,
Ленточку надень!

В праздничном ошейнике
Прибежал Руслан,
Кукла наряжается
В новый сарафан.

Тата - именинница -
Будем пировать!
Все свою хозяюшку
Рады поздравлять:

Пляшет на веревочке
Арлекин смешной,
Китайчонок ласковый
Машет головой.

Киска размурлыкалась,
Прыгает Руслан,
Бьет усердно заинька
Лапкой в барабан!


Кукольный народец

Что за человечки
На моем крылечке?
Все уселись в ряд,
Глазками блестят,
Весело кричат:
"Говори скорее,
Кто из нас милее!"
Вы - смешной и славный
Кукольный народец.
Разве здесь найдется
Хоть один уродец?
Хороши все трое!
Позову детей:
Пусть они рассудят,
Кто из вас милей.

Разное, в том числе Новый Год:

Обложка новогоднего номера журнала Задушевное Слово 1917 года - скан

Новогодний номер дореволюционного журнала Задушевное Слово

Новогодний номер дореволюционного журнала Задушевное Слово
Адрес издательства товарищества М.О.Вольф в те годы - Петроград, Васильевский остров, 16 линия, д.5-7

Скан обложки дореволюционного журнала Задушевное Слово

Скан дореволюционного журнала Задушевное Слово

Дореволюционные детские картинки из журнала Задушевное Слово
Картина Р.Грехта "Бабушка именинница"

Страница журнала Задушевное Слово
Предлагается купить книгу "Каменный Мальчик"...

Страница дореволюционного журнала Задушевное Слово
...и "Царство Малюток про Мурзилку и лесных человечков"
 
Реклама прелестная! Вот, кстати, Мурзилка, которого мы привыкли видеть эдаким желтеньким гуманоидом (почитала Википедию - это, оказывается, собака! Век живи, век учись), до революции выглядел как эксцентричный эльф во фраке, с тростью и моноклем. Мурзилке дала имя русская писательница Анна Хвольсон, вдохновившись рисунками и стихами про домовых-брауни канадца Палмера Кокса. Она написала множество историй про приключения Мурзилки и "лесных человечков".

В подшивке мне попался и пасхальный номер Задушевного Слова - бесплатное приложение к номеру 21 за 1917 год. Скоро Пасха (в этом году 12 апреля), так что я решила отсканировать пасхальный журнал целиком. В апреле 1917 года Российская Империя праздновала Пасху "по-старому" в последний раз... Я очень остро переживаю переход этого рубежа между старым и новым миром.

Скан обложки пасхального номера журнала Задушевное Слово 1917 года - перед революцией

Пасхальные картинки в дореволюционном журнале Петербурга

Пасхальные картинки в дореволюционном журнале Петербурга

Номер посвящен Пасхе. Дореволюционная картина - Иисус Христос
К.Плакгорст "Христос Воскрес". (Сейчас встречается написание имени как "Плокгорст")

Скан дореволюционного издания Задушевного Слова к Пасхе - стихи

Дореволюционный журнал к Пасхе. Со Светлым Праздником

Рисунок П Валиса - С Воскресением Христовым. Пасхальные картинки из дореволюционного журнала
П.Валис. "С Воскресением Христовым"

Страницы дореволюционного журнала Задушевное Слово


Картина Отрок Иисус в Иерусалимском храме из дореволюционного пасхального журнала
Отрок Иисус в Иерусалимском храме

Лидия Чарская Кофульки в дореволюционном издании

Лидия Чарская Кофульки в дореволюционном издании
Г.Доре. Проповедь Христа народу

Лидия Чарская Кофульки в дореволюционном издании

Страница старинного русского журнала. Игрушечное королевство

Страница старинного русского журнала. Игрушечное королевство

Страница старинного русского журнала. Игрушечное королевство

Страница старинного русского журнала. Пасхальные стихи

Письма детей в журнал Задушевное Слово в начале XX века


А это - моя особая страсть. Детские письма. Писали в основном дети из прослойки образованных и/или достаточно состоятельных людей, отсюда и слог, и французский язык с юных лет, и определенные увлечения. Не могу не привести хотя бы некоторые.

Скан страницы дореволюционного детского журнала Задушевное Слово со старинной схемой вышивки крестом
Потрясающая уточка найдена девочкой среди маминых вышивок
Милая подруга по журналу Фанюся Пинес! Я желаю с тобой переписываться. Мне 8 лет. У меня есть братик. Недавно у нас был спектакль, в котором участвовала я и братик. Мы ставили "Кукольный переполох". Я была крестьянской девушкой, а братик говорил стихи. Нам было очень весело. Кроме того, что было все интересно, нас еще радовало и то, что деньги собранныя за спектакль пошли в пользу бедных детей, отцы которых забраны на войну. Напиши мне, нравятся ли тебе такие спектакли и участвуешь ли ты в них. Журнал "Задушевное Слово" я получаю первый год. Он мне очень нравится. Больше всего мне в нем нравится - "Кофульки". Пиши мне, пожалуйста, я буду очень рада. 
Рая Бердичевская
Бобринец

Дорогая Феда Иофе! Хочешь ли ты со мной переписываться? Я хочу с тобой переписываться. Мне 8 лет и я очень люблю маленьких, как ты. Есть ли у тебя сестра? У меня есть сестра Туся. Я приготовляюсь в гимназию. Мы живем в Царском Селе. Где живешь ты? Неужели в Петрограде? Я написала письмо одной девочке. Ты, наверное, читала это письмо. Есть ли у тебя знакомые мальчики или девочки? У меня есть один знакомый мальчик, который тоже получает "Задушевное Слово". Он живет в г. Юрьев. Я получаю "Задушевное Слово" первый год. Оно мне очень нравится. Мне понравились рассказы - "Мама в плену" и "Приключения бульдошки". Я учусь дома, с мамой, папой и сестрой. Какия ты читаешь книги? У меня очень много книг. Самыя любимыя мои книги, писательниц и писателей: К.Лукашневич, Ж.Верна, М.Твэна и Л.Чарской. Мне теперь нечего читать, так как все книги прочла. Посоветуй мне, что делать? Пиши и ты мне. Ответу буду рада.
Леля Попелищева, 8 лет.
Царское Село

Дорогие друзья по журналу "Задушевное Слово"! Кто хочет переписываться со мной? У меня есть сестра Кира; она тоже выписывает "Задушевное Слово". Живу я в Киеве второй год; он мне очень нравится. У меня есть оловянные солдатики - французы и бельгийцы.
Борис Литвинов, 7 лет
Киев

Дорогие товарищи по журналу "Задушевное Слово"! "Задушевное Слово" я выписываю уже четвертый год. Мне 9 лет. У нас две кошки - одну зовут "Китти", а другую "Збогар". Я собираю значки, которые продают на улицах, и еще собираю марки; значков и марок у меня много. Кто еще собирает марки или значки, пусть тот ответит. У меня очень много книг. У нас есть еще одна собака "Дунай"; она уже очень старая. В прошлом году мне очень понравились: "Умница-головка" и "Маленький и Великий". Мне очень нравится "Задушевное Слово". Я живу в городе Петрозаводске и очень люблю читать. Я буду очень рада, если кто-нибудь мне ответит. 
Котя Дмитриев, 9 лет
Петрозаводск

Дорогие товарищи по журналу! Я читаю "Задушевное Слово" третий год. У меня есть коллекция минералов в 200 экземпляров. У кого еще есть такая коллекция?
Вася Яншин, 10 лет
Золочев


Как думаете, имеет ли смысл на досуге отсканировать все номера (у меня их 30 с лишним) для онлайн-архива? А то мне прямо жалко чахнуть над такими копями в одиночку :)

3 комментария:

  1. Да! Однозначно стоит )

    ОтветитьУдалить
  2. В детстве у меня была подшивка этого журнала за 14 год. К сожалению, она не сохранилась. Но до сих пор помню рассказы и сказки. Если Вы отсканируете хотя бы несколько номеров, то лично для меня это будет бесценно!

    ОтветитьУдалить
  3. Стоит:)я бы с огромным удовольствием почитала!!!

    ОтветитьУдалить